Еженедельный розыгрыш денег Участвовать

Хроники разработки Мастерчейна: история создания

Дата: 13.11.2017

Осенью прошлого года Центробанк заявил о разработке Мастерчейна — собственной blockchain-платформы на основе Эфириума. Целью проекта был запуск системы, позволяющей оперативно получать сведения о соглашениях и клиентах. А также создание в электронном пространстве самых различных сервисов. Другими словами, регулятор планировал разработку блокчейна для потребностей финансовой отрасли.

История создания Мастерчейна

В роли создателей консорциума «ФинТех», помимо ЦБ РФ, выступили следующие организации: «Сбербанк», «Тинькофф», ЭПС «Киви», «Альфа-Банк и «Открытие». Позже к ним присоединились еще несколько банков, в числе которых ВТБ», «АК БАРС», «Газпромбанк» и «Райффайзен». Также участниками проекта стали Национальная система платежных карт «Мир» и платежный центр РНКО.

Уже через месяц началось тестирование первого прототипа платформы. Затем были опробованы еще две версии. Также был объявлен конкурс на создание программного комплекса. Весной текущего года компания обратилась в соответствующие структуры для оформления товарного знака.

Несколько банковских учреждений приняли участие в проекте по обмену анкетами с персональными данными клиентов. Ожидается, что с его помощью кредитные организации сумеют выйти на качественно новый уровень взаимодействия.

Весной представители «ФинТех» официально объявили, что запуск Мастерчейна состоится в следующем году. До этого времени планируется протестировать некоторые проекты. Их целью является обмен информацией в рамках блокчейна, создание единой базы для учета мошенников, факторинг, быстрые платежи и ряд других процессов.

Летом стало известно, что через несколько месяцев среда станет доступной для запуска различных сервисов. Уже в августе были запущены проекты, посвященные вопросам безопасности.

«ФинТех» обнародовала протокол, согласно которому платформа представляет собой глобальную сеть, предназначенную для обмена, а также хранения сведений финансового характера. Документ гласит, что в задачи проекта не входит хранения конфиденциальной информации. Для работы с платформой не нужны посредники, а также она поддерживает умные контракты. Создатели подчеркнули, что любые действия, осуществленные в рамках платформы, считаются юридически значимыми.

Осенью текущего года состав участников консорциума пополнился новыми членами — «Совкомбанком», «МТС», предприятием МБ «Инновации», «Промсвязьбанком», «Внешэкономбанком», а также «Ростелекомом». Создатели проекта напомнили, что Мастерчейн, лоббируемый официальными властями, призван помочь урегулировать блокчейн-индустрию на государственном уровне. Ожидается, что инновационная технология будет взята на вооружение структурами и различными регуляторами.

Недавно состоялась встреча Сергея Солонина, руководителя консорциума, с Президентом Путиным. В ее ходе господин Солонин призвал главу государства узаконить криптовалюты, а также процесс их добычи. Со своей стороны, он пообещал помощь в разработке соответствующих нормативных актов. Таким образом, проект приобретает все больший размах. Следует отметить, что это происходит на фоне регулярных заявлений со стороны Центробанка о невозможности использования криптовалют на отечественном рынке.

Как обстоят дела на данный момент?

У прессы пока нет никаких новостей касательно развития проекта. Но на ресурсе РБК появилась информация, что сейчас он проходит процедуру сертификации. Тогда как массовое внедрение технологии запланировано на 2019 год.

В качестве основного препятствия для успешной реализации проекта эксперты называют отсутствие законодательной базы, которая дает возможность внедрять решения, основанные на блокчейне. Кроме того, до настоящего времени статус цифровой валюты так и остается неопределенным.

В законодательстве отсутствует определение блокчейна, поэтому технология не подпадает под государственное регулирование. Существует, как минимум, несколько оснований, по которым решения на базе blockchain, будут иметь сложности с официальным признанием. Прежде всего, это отсутствие законов, призванных регулировать правоотношения с участием цифровых валют. Кроме того, существуют требования, согласно которым определенные процессы взаимодействия должны протекать исключительно на бумаге.

По мнению экспертов, в финансовой сфере есть еще одна задача, требующая немедленного решения. Речь идет о сертификации российской криптографии. Ожидается, что этот процесс займет немало времени. Тогда как работу над Мастерчейном планируют завершить уже к началу 2019 года.

Идею государственного блокчейна приемлют далеко не все

Безусловно, финансовый рынок нуждается во внедрении свежих идей, базирующихся на технологии распределенного реестра. Однако многие скептически смотрят на возможность развития блокчейна, поддерживаемого государством. Так, известный аналитик Тон Вейс считает, что Россия не нуждается во внедрении подобных решений. Эксперт заявляет, что обслуживание смарт-контрактов децентрализованного характера обойдется слишком дорого. Ведь все данные должны быть надежно закодированы. Также он обращает внимание на явное противоречие между авторитарной природой государства и децентрализованной сутью блокчейна. Поэтому любые решения на его основе не могут и не должны использоваться государственными структурами. Ведь основная идея Сатоши Накамото заключалась в создании платежей, свободных от банковского контроля.

Нельзя не отметить наличие определенного прогресса в вопросах разработки законодательной базы, регулирующей положение цифровых активов в России. Однако будущее государственного блокчейна нельзя назвать безоблачным. Изначально его запуск был анонсирован на текущий год, но в дальнейшем этот срок были передвинут на двенадцать месяцев. Причиной этому нужно назвать непонимание законодателями принципа работы технологии и перспектив, которые откроются для финансовой сферы.

Следует отметить, что бюрократизм и негативное отношение некоторых представителей власти к цифровым активам создают сложности не только для реализации проекта «ФинТеха», но и для внедрения технологии распределенного реестра в другие отрасли экономики.